michelevaleria (michelevaleria) wrote,
michelevaleria
michelevaleria

Category:

Синдром дауна в Италии 53

 оч.длинная статья. Новости из Голландии. с 1966 года люди с СД учавствуют в оркестре, делают музыку. сейчас оркестр стал профессиональным и ездит по гастролям. впечатляют цифры: 95% всех расходов на содержания центра для инвалисов на 6.000 человек несет государство.
интересно было бы увидеть своими глазами Тайную вечерю в исполнении Иисуса и апостолов с Синдромом Дауна. ну и послушать концерт.
Как он будет проходить в России, обязательно сходите!
обязательно посмотрите фото, ссылка после статьи.

http://www.corriere.it/esteri/speciali/2010/i-reportage-di-ettore-mo/notizie/mo-puntata-24-12-10_4344374e-0f7a-11e0-bda7-00144f02aabc.shtml

- "Никакой терапии, это наша радость"
- Рок и аккордеон
- Счастливый оркестр, который побеждает все предрассудки.
-В Голландии среди музыкантов с Синдромом Дауна из Jostiband
Автор: Этторе Мо (ETTORE MO)
ZWAMMERDAM (Нидерланды) - В великом множестве рождественских гимнов и музыки, которые поднялись в небо сегодня утром, не ударили в грязь лицом и голоса из Jostiband Orkest (Оркестр Йостибанд), когда-то никому неизвестная музыкальная группа маленького голландского городка, которая за тридцать лет превратилась в оркестр, полный достоинства и проеффесионализма. Оркестр состоит из 180 музыкантов (вначале, в 1966 году, их было всего 35), и его постоянная резиденция находится в городе Цваммердам (Zwammerdam) на юге Голландии, где оркестр в течение всего года занимается бурлящей деятельностью: репетиции, местные концерты, которая часто прерывается гастролями в пределах национальных границ и за рубежом. Последний гастрольный тур Оркестра состоялся в Канаде, и увенчались большим успехом. Нет никаких сомнений, что постоянно растущей популярности оркестра в значительной степени способствовало то, что все его музыканты - люди с умственными отклонениями и люди с Синдромом Дауна. Эта особенность Оркестра вызывает волнение и смятение в тех, кто видит и слушает музыкантов в первый раз, как это случилось с нами, во время нашего посещеня Центра De Bruggen в городе Zwammerdam, в котором Jostiband выступит с богатой рождественской программой, направленной на социально-культурной интеграцию. Сборы от концерта пойдут на поддержку проектов для инвалидов с физическими и умственными отклонениями этого центра.
Мы все готовы к празднованию чуда Рождества и последние часы ожидания проходит медленно в большом зале освещенном концертном зале центра, где музыканты оркестра, каждый в обнимаку со своим инструментом, проводят генеральную репетицию концерта. К нему они готовятся с лета этого года, они работают день за днем над каждой нотой, чтобы озвучить разные рождественские мелодии: от веселой Christmas Carols до
торжественной Adeste Fideles, от задорного Jingle Bells до пронзительного шедевра stille Nacht (Тихая ночь), который, однако, в исполнении хора от оркестра звучит довольно однобоко, так как его исполняют только мужские голоса.
В репертуаре оркестра и хора находится место и для веселых народных мотивов, как песенка о моряке, настолько пропитан алкогольными возлияниями в честь праздника, что было бы достаточно поднести к нему спичку, что бы он загорелся как факел. Или популярная американская песня о походе святых в рай, которую поет Луис Армстронг своим великолепным хриплым голосом.

После это благородные классические инструменты вдруг замолкают и оркестр взрывается эйфорическими рождественскими мелодиями Ямайки, которые как змей-искуситель проникают в сердца аудитории: никто не удивляется, когда пожилая супружеская пара, которую не пощадил синдром дауна,выходят на сцену и выполняют под аплодисменты публики смешной, неуклюжий и меланхолический танец. На их лице и в их движениях радость двух школьников, которые только что прогуляли школу.
История Jostiband Orkest связана с двумя дирежерами оркестра мужчиной и женщиной. Мужчина - Вим Бруссен (Wim Brussen) - основатель оркестра, ушел на пенсию пару лет назад. Он посвятил Центру De Bruggen большую часть своей жизни, а именно ровно 40 лет. Женщина, Лиан Вербург (Lyan Verburg), продолжается защиту позиций, она стала новым организатором и движущей силой Jostiband, с которым она связала свою жизнь, подписав пожизненный контракт в 1977 году, когда она первый раз поднялась на сцену вместе с оркестром. После 33 лет непрерывной активной деятельности, две репеции в неделю в неделю и бесчисленные концерты, она, кажется, не потеряли энтузиазма, который отличал ее в самом начале организаторской деятельности.
На сцене она выработала свою "индивидуальную" технику руководства, как и ее музыканты очень "индивидуальны". "Я лично знаю каждого из моих музыкантов", говорит она. "И знаю подход к каждому из них. Если мне приходится критиковать работу кого-либо, я знаю, для кого подойдет шутливый щелчок по лбу, кому-то нужно подмигнуть и пожурить, кому-то нужно преподавать критику за ошибки в очень мягкой и безобидной форме".
Г-жа Вербург, кажется, совершенно не согласна с теми, кто говорит, что музыка и оркестр для ее музыкантов это "форма терапии", в то же время трудно отрицать, что проводить много времени в обществе, во время репетиций и концертов не может не влиять на улучшения и прогрессы ее "особых" музыкантов. Когда в 1977, Jostiband вышел на телевизионные экраны для формальной презинтации публике, все в стране были обескуражены и не могли поверить, что группа инвалидов может делать музыку на профессиональном уровне.
На самом деле, в те времена было много случаев, когда родители стыдились своих детей-инвалидов и держали их дома взаперти, подальше от чужих глаз, как прокаженных. "Музыка стала для меня смыслом жизни" рассказывает Фриц Бак (Frits Bak), 83 года, на инвалидной коляске с 1966 года. Он только что отметил свой день рождения, и с улыбкой дал нам понять, что он многое испытал.
Удивительно, что несмотря на ряд угроз и ультиматум, который приходили за все эти годы из столицы, государство так и удалось закрыло центр De Bruggen. "Этот центр, - рассказывает Фред Филлексес (Fred Fillexes), директор центра - это часть комплекса, который насчитывает около шести тысяч человек, пять из которых живут в домах и квартирах центра De Bruggen. Расходы на содержание мы получаем от государства, от системы здравоохранения в размере 95 процентов общей суммы расходов. Оставшиеся 5 процентов - это деньги городского муниципалитета и частные пожертвования. Этого нам хватает, что бы продолжать существование".
Но для Центра экономическая сторона никогда не была самой серьезной проблемой, объясняет доктор Филлексес, и сразу же добавляет: "Во времена основания Центра, в семидесятых годах, иметь ребенка с Синдромом Дауна вызывало смущение и доскомфорт его семьи, и цивилизованное общество (цивилизованное в кавычках), исключало такие семьи из общественной жизни.
Сегодня все по-другому. Рождение ребенка- инвалида стало реальностью, болезненной, но естественной, которой надо смотреть в лицо и жить с ней. Врачи и психологи стали первыми, кто указал, что музыка, одно из центральных направлений нашего Центра, это эффективным средством для занятий с людь с Синдромом Дауна. Музыка вносит решающий вклад в улучшение их состояния".
Вряд ли кто страдает с рождения этим Синдромом может читать ноты, как это делают обычные музыканты. Эту трудность с легкостью обошли эксперты и музыковеды, которые разработали специальную нотную системы именно лдя Jostiband, которая опирается на использованием цвета: разноцветные наклейки, красные и зеленые, синие и желтые, белые и черные, наклеиваются на клавиши пианино и других инструментов, и во время исполнения дирежер непрерывно поднимает в воздух таблички-плакаты разных цветов.
Музыканты превращают этот веселый хроматизм в музыку. На концертах и за цветами и за звуками с интересом и волнением следит зал. На генеральной репетиции пианист в течение нескольких часов, в отдаленнии от других музыкантов, перебирает клавиатуру одним указательным пальцем правой руки. Нам кажется, что ему там очень одиноко.
Стать музыкантом Jostiband, получить бессрочный контракт для участия в этом оркестре, после долгих прослушиваний и проб - это источник гордости для каждого его музыканта. Но это не значит, однако, что лучшие из участников оркестра не хотели бы делать музыку в другом месте, в "нормальных" оркестрах, куда могут войти только музыканты с неоспоримым талантом и надлежащей подготовкой.

Судя по слухам, которые летают в воздухе, по крайней мере тридцать музыкантов оркестра - самые лучшие - в ближайшем будущем сделают этот шаг. Другие музыканты скоро покинут оркестр из-за возраста. Многие из "старичков" уже не учавствуют в международных гастролях, а играют только дома. Вот и в этот раз они не сели в автобус, который привез оркестр в Роттердам, где проходит рождественский концерт в церкви Бреплеин (Breeplein), в ароматах мирты и ладана.

По дороге, духовые и ударные инструменты репетировали зычную мелодию Adeste Fideles, и, к сожалению, оставили желать лучшего, по словам, водителя, в плане интонации. Но после репетиции водитель и новорожденный Иесус простили их.

Туры и гастроли это основняй головная боль Лиан Вербунг и ее помощников. Пездки значительно увеличивают нагрузку на них: "Представьте себе - говорит Лиан, - что значит сопровждать сотню людей, которым постоянно может понадобиться помощь и поддержка, каждую минуту. К счастью во время путешествий мои музыканты ведут себя отлично, каждая поездка для них - новое приключение и они постоянно в хорошем настроении. Но...Какой стресс! Не меньше, чем во время репетиций или концертов".



Встреча с нами, двумя итальянцами, вызывает любопытство музыкантов оркестра и нескоторые из них, две трубы и контрабас, исполняют в нашу честь первые ноты гимна Италии. Они еще не думали над возможностью поездки на гастроли в Италию, но если они решатся сюда приехать, они хотели бы выступить в Сиенне - делится своими мыслями с нами господин Котрабасс. Какой гурман! Я беседую с родителями Йос тен Бринк (Jos Ten Brink), которому 38 лет и 20 из них играет в оркестре. "Он счастлив", говорит мать в облаке белых волос.
Тот же ответ я получаю из уст г-жа Жанна ван дер Меер (Jeanne Van Der Meer), которая только что закончил хлопать в ладоши в честь своего сына, кажется, аккордеониста.
Я не знаю, насколько влияет религия на спокойствие и чувство комфорта имузыкантов Центра De Bruggen, но нельзя не заметить, что они связаны глубоким чувство солидарности, и это отражется на их лицах во время концерта. И на фотографиях в фойе Центра, где вся труппа, бок о бок, представлена на 5 кадрах в позе картины Леонардо Тайная вечеря.

В центре сидит Иисус, который сидит за столом перед пустой тарелкой, удивленный, печальный, как будто он думает о своей близкой смерти на кресте. Но в этом варианте картины есть одна деталь, от которой идут мурашки по коже: у всех апостолов синдром Дауна. И Иисус Христос страдает Синдромом Дауна.
Перед тем как покинуть город Zwammerdam я решаю, что будет справедливо познакомиться поближе с инструменталистами оркестра, которые на концерте вложили душу в исполнение любых жанров музыки, от классики до рок-н-ролл и джаза в исполнении скрипки, клавишных инструментов, органа, баса, гитары, аккордеона, ударных, ксилофона, флейты и даже волынки. Музыканты рассказывают мне о Арье Заанен (Arie Zaanen), который умер в прошлого году в 91 год, который любил свой контрабас как собственного ребенка: он начал играть в возрасте 16 лет, когда Jostiband был в самом начале пути.
В те времена, чтобы принять участие в оркестре, вспомимает Лиан, будущие музыканты сначала должны были выбрать свой инструмент и уже уметь играть на нем. "Потом у тебя не оставалось на это времени", соглашаютсй с ней музыканты-старожилы.

Выбор инструмента и любимого стиля музыки объянсняется возрастом музыкантов, в котором сформировались их предпочтения. Так некоторые из них отдают предпочтение классике, другие рок-группам или авторской песни. "Старички" любят музыкантов шестидесятых годов, как "Битлз" или Боба Дилана. Но ничего удивительного в том, что молодй ударник оркестра, как он сам рассказал нам по секрету, не засыпает не прослушав Девятую симфонию Бетховена.
Попрубуем найти ответ на вечный вопрос: человек выбирает инструмент или инструмент выбирает человека? большинство музыкантов ответят, мудро, как соломон, "и то и другое".
Этот ответ подтвердила игра тарелочника, молодого человека, который в конце концерта, когда молодой человек, который с таким энтузиазмом ударял тарелку об тарелку, что волны металлических колебаний проникали нам под кожу и продолжали там вибрировать: а он, в этот время, возбужденный силой звука, разразился смехом, заразив своим хохотом весь оркестр. И вот все они, и все мы смеемся, смеемся в в лицо синдрому Дауна и всем другим синдромам, смеемся пока тишина рождественской ночи не покрывает все остальные звуки.

foto e video di Luigi Baldelli
24 dicembre 2010

фото: http://www.corriere.it/gallery/cultura/10-2010/mo/6/orchestra-jostiband_f4dcb796-0ce2-11e0-a1b6-00144f02aabc.shtml#1
видео: http://video.corriere.it/orchestra-jostiband/b95b4f24-0d9c-11e0-8558-00144f02aabc
Tags: синдром дауна в Италии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments